Что такое кросс-докинг?
Традиционное складирование и хранение товаров теряет популярность. Все больше современных компаний делают ставку на кросс-докинг, т.е. организационную структуру, основанную на кросс-докинге. Эта логистическая модель оптимизирует затраты, экономит время и место.
Узнайте, что такое кросс-докинг, каковы его виды, преимущества и недостатки.
Традиционная модель хранения и кросс-докинг
Традиционная модель складского хранения в значительной степени зависит от запасов. Это связующее звено между поставщиком и покупателем. Товары или сырье поставляются производителем на склад, а затем хранятся в течение более длительного периода времени, пока не возникнет спрос. Это требует времени, пространства и соответствующей инфраструктуры.
Кросс-докинг — это современная модель логистики, позволяющая более гибко управлять цепочкой поставок. Этот метод распределения исключает склад из цепочки поставок, превращая его в место перевалки.
Долгосрочное хранение исключено. Товары немедленно передаются от поставщика (или нескольких поставщиков) к перевозчику, а затем к конечному потребителю. Кросс-докинг требует хорошей координации всех участников цепочки поставок — поставщиков, заведующих складом, перевозчиков и целевых клиентов.
Кросс-док используется, когда товары доставляются на склад из многих источников, а затем отправляются одному получателю. Второй случай касается поставки товара от одного производителя, который затем поступает многим покупателям.
Кросс-докинг может использоваться на различных этапах цепочки поставок и касаться распределения сырья, транспортировки полуфабрикатов и доставки готовой продукции в розничный магазин или индивидуальному покупателю.
Этапы кросс-докинга
Кросс-докинг в логистике состоит из пяти этапов.
- Размещение заказов и планирование поступления товаров от поставщиков.
- Прием поставки на склад.
- Приемка товара и проверка, заключающаяся в контроле качества и количества поставляемой продукции.
- Комплектация заказов и подготовка товаров к дальнейшей реализации.
- Доставка целевому покупателю.
Какие виды кросс-докинга мы различаем?
Логистическая модель кросс-докинга может принимать различные формы. Это зависит, в том числе, от специфики отрасли, вида продукции или потребностей получателя.
Существует три вида кросс-докинга:
- кросс-докинг готовых поддонов,
- кросс-докинг заказов, выполненных поставщиком,
- кросс-докинг с комплектованием в пункте перегрузки.
Кросс-докинг полных поддонов
Кросс-докинг полных поддонов — простейшая форма кросс-докинга. Это означает, что пеллеты с одним видом товара поступают на склад и, после перегрузки на другой вид транспорта, сразу же доставляются получателю. Этот метод особенно хорошо работает для крупногабаритных изделий.
Вам также может быть интересно: Средства внутреннего транспорта на складах — что это такое и что стоит знать?
Кросс-докинг заказов магазина, выполненных поставщиком
Кросс-докинг заказов, выполненных поставщиком, является довольно редко используемым методом. Он заключается в комплектации отдельных товаров для получателей поставщиком. Поэтому производитель должен знать потребности каждого клиента.
Готовые поддоны поступают на склад, где перегружаются, а затем отправляются по назначению.
Кросс-докинг с комплектованием в пункте перевалки
Наиболее популярным и наиболее часто используемым является кросс-докинг с комплектованием в пункте перегрузки. Он заключается в доставке производителем одного вида товара на перегрузочный склад, где производится комплектация заказов для конкретных получателей.
Этот метод требует места для хранения товаров на случай, если поддоны не опустеют. Неиспользованные товары составляют так называемый рабочий запас. Их используют при первой же возможности, обычно на следующий день.
Преимущества и недостатки кросс-докинга
Система кросс-докинг все чаще используется благодаря многочисленным преимуществам.
К ним относятся:
- экономия места и сокращение количества складов – товары не занимают складские площади,
- снижение затрат на хранение,
- ограничение количества операций на складе, связанных с обработкой товаров, и минимизация риска повреждения товаров,
- более быстрое выполнение заказа, что повышает удовлетворенность клиентов,
- оптимизация и улучшение цепочки поставок,
- сведение к минимуму риска застоя во время транспортировки,
- получение конкурентного преимущества,
- экологически чистый метод - эффективное распределение нагрузки снижает углеродный след.
Вы должны знать, что кросс-док не является идеальной моделью логистики и имеет некоторые ограничения.
К недостаткам относятся:
- необходимость точно синхронизировать и координировать работу всех участников цепочки поставок,
- высокие первоначальные затраты - изменение планировки склада, необходимость иметь современные ИТ-системы,
- риск потери контроля над потоком товаров,
- риск нехватки или излишка определенных товаров,
- необходимость немедленно обрабатывать каждую поставку, что требует большой приверженности и навыков со стороны персонала.